Твори себя и мир адекватно природе вещей!

Локтев "ИРИСЫ" * Меню

АДЕКВАТНОСТЬ


1. Нечто, ощущающее себя под именем «я», мыслит, следовательно, оно существует.
2. Мышление «я», в сущности, состоит из вопрошаний и отвечаний.
3. Первое по важности, о чём «я» спрашивает самого себя, это стоит ли ему, касательно проблемы существования тех или иных объектов, доверять своим ощущениям и чувствам или они заведомо обманывают, и на них полагаться нельзя.
4. Мыслящее «я», исходя из истории собственного бытия, делает вывод, что иногда полагаться можно, а иногда нельзя, а именно, - как правило, можно тогда, когда сведения, доставляемые чувствами нашему «я», находящемуся в обыденном состоянии, из раза в раз повторяемы, т. е., - подтверждены опытом, практикой. Других обоснованных критериев на сей счёт у него просто нет.
5. Т. о., «я», в частности, принимает за очевидное, что оно не одиноко, а существует и масса других «я», также мыслящих.
6. Также «я» приходит к выводу, что существует и некая окружающая его многообразная действительность.
7. Любое «я» в своём прохождении по жизни сталкивается с двумя глобальными взаимосвязанными задачами: познавать действительность и взаимодействовать с другими «я».
7A. В процессе познания действительности у «я» естественным образом возникает вопрос о том, что оно могло бы полагать знанием об этой действительности.
7A1. Очевидно, - только то, что, принципиально, доступно для рассмотрения любым другим «я» и что в результате такого рассмотрения всякий раз получает подтверждение, т. е., это, заведомо, - лишь то, что, принципиально, допускает возможность постоянной проверки.
7A2. Т. о., любого рода личный опыт (даже если он – коллективный), сам по себе, по определению, знанием не является. Т. е., в частности, религиозный, эзотерический, астрологический и т. д. и т. п. опыт не есть знание.
7A3. Познание мира с опорой именно на знание есть адекватное («нефантазийное») познание.
7B. «Я» также спрашивает себя, имея в виду весь спектр возможных «я»: «Какое взаимодействие индивидов, в принципе, можно было бы счесть оптимальным?»
7B1. Поскольку вопрос касается всех без исключения «я», очевидно, что оптимальным было бы взаимодействие, направленное на минимизацию совокупного (по всем «я») поведенческого негатива.
7B2. Данную минимизацию обеспечивало бы следование каждым «я» следующему принципу: «Старайся априори (невынужденно) не делать другим того, чего они, не выходя за рамки здравого смысла, сами себе не желают». В случае же того или иного негатива со стороны других «я», следует всегда действовать, исходя из конкретики ситуации, в зависимости от характера и степени этого негатива и помня, что в «крайних» случаях «для меня нет ничего выше моего «я»».
7B3. Следование в любой ситуации (как априорной, так и апостериорной) данной соответствующей стратегии есть адекватное («достойно-правомерное») поведение.
8. Личность, ориентированная на адекватное познание и адекватное поведение, есть адекватная (или, что – то же самое, разумная) личность.
9. Позиция адекватности, безусловно, проецируется на всё многообразие человеческой жизнедеятельности и мыследеятельности и имеет поэтому массу элементарных следствий.
10. Адекватная личность понимает абсурдность бытия в целом, но, благодаря своей разумности, способна наполнять смыслом своё собственное бытие и видит его (смысл) в конструктивном творчестве как элементе сотворчества всех адекватных личностей.
11. Для разумного эффективность его бытия в контексте упомянутого смысла имеет первостепенное значение.
12. Адекватные личности, поскольку они ориентированы на оптимальное (конструктивное и эффективное) движение, есть эволюционный мотор человечества.
13. Оптимальное человечество это человечество всеобщей адекватности.
14. Адекватные личности понимают, что состояния адекватности невозможно достичь никаким воспитанием, убеждением и т. п., а только – генетическим совершенствованием человеческой природы.
15. Последнее происходит постепенно и только на добровольной основе.
16. Главная задача адекватных личностей в современном (далёком от адекватности) мире – так или иначе, объединяться с себе подобными для усиления общего потенциала адекватности.
17. Адекватная личность ясно осознаёт ход эволюции человечества и роль разума (свою роль, в частности) в формировании её (эволюции) дальнейшего направления.
18. Адекватная личность стремится к миру, оптимальному для всего мира, а не для себя или группы лиц.
19. Ориентация на объективность во всех своих сознательных проявлениях – плоть и кровь адекватной личности.
20. «Я» не только непосредственно «проходит» по жизни, но и способно, так или иначе, оценивать как своё, так и чужое «прохождение».
21. Быть адекватной личностью не значит быть свободным от неадекватных оценок тех или иных ситуаций («человеку свойственно ошибаться»). В данном случае гораздо более важна адекватная реакция такой личности на собственные ошибки.
22. Поскольку, как известно, любая система всегда сложнее любой её модели, понятно, что по многим ситуациям сложно говорить об адекватности только какой-либо одной оценки той или иной ситуации. Правомерным здесь является термин «поле адекватности». В любом случае, для любой ситуации множество её адекватных оценок не пусто.
23. При конкуренции оценок, попадающих в то или иное поле адекватности, на первое место выдвигается необходимость не забывать об адекватности (корректности) при самом ведении дискуссий. Адекватным личностям не стоит что-либо обсуждать с неадекватными (согласно приведённым выше характеристикам), даже если последним случается при их оценках попадать в то или иное поле адекватности, поскольку у данных категорий «я» разная либо познавательная, либо поведенческая аксиоматика, либо – и то и другое, вследствие чего подобные обсуждения заведомо непродуктивны.

(конец сентября – начало октября 2011 г)

...